"Нельзя хлопнуть в ладоши одной рукой".
Алишер Навои
9 февраля мир отмечал день рождения Алишера Навои, великого тюркского поэта и мыслителя. Символично, что именно в этот день в Бухаре и Бухарской области открылась многодневная программа по русскому языку. Под эгидой МАПРЯЛ и при поддержке ДВМС Москвы ее провел петербургский Центр «Златоуст». Главным партнером проекта выступил Бухарский государственный университет.
Делегацию «Златоуста» принял ректор БухГУ проф., д.э.н. О.Х. Хамидов. Состоялся обстоятельный разговор о путях развития двустороннего сотрудничества, о программах ДВМС Москвы по поддержке русского языка в Узбекистане, о возможном расширении контактов с МАПРЯЛ.
Стоит отметить как знаковый тот факт, что ректор открыл и центральное мероприятие Программы – международный семинар «Преподавание РКИ: проблемы и перспективы». Он обозначил ряд векторов развития научной и образовательной деятельности в области русистики в регионе. На семинаре присутствовали около 80 русистов не только из БухГУ, но и из других вузов Бухары, школьные учителя, коллеги из Регионального центра повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, а также руководитель Русского культурного центра Бухарской области. В онлайн-формате к семинару подключились известные ученые и педагоги из Ташкента, Намангана, Ферганы, Андижана, Коканда.
Участников семинара приветствовал директор Секретариата МАПРЯЛ А.В. Коротышев, который выразил заинтересованность в более широком вовлечении русистов Бухарской области, в том числе и молодежи, в проекты МАПРЯЛ.
Генеральный директор Центра «Златоуст» С.Н. Голубев акцентировал нацеленность «Златоуста» на углубление взаимодействия с регионами Узбекистана, причем как с вузами, так и со школами. Встречу в древней Бухаре (в 2 вузах и 2 школах) предполагается продолжить Неделей русского языка в конце апреля – также под эгидой МАПРЯЛ – в Намангане, Фергане, Андижане и Коканде, а осенью Златоуст вновь планирует участие в Ташкентской международной книжной ярмарке, совместив его с традиционными семинарами в вузах и школах Ташкента и других городов республики. Очень надеемся одновременно посетить и прекрасный Самарканд.
А.Б. Алешина, Р.В. Бурая, Н.С. Голубев рассказали о различных издательских и образовательных проектах «Златоуста», в том числе о применении современных цифровых возможностей в преподавании РКИ.
Право начать дискуссию по теме семинара его модератор О.Т. Носиров предоставил д.ф.н, проф. УзГУМЯ М. Джусупову, признанному авторитету как узбекской, так международной русистики и автору нетривиальных идей о роли тюркского мира в обеспечении статуса русского языка как мирового. В яркой речи, прерываемой аплодисментами зала, проф. Джусупов коснулся нескольких болевых точек в преподавании русского языка в Узбекистане. Одну из проблем ученый видит в неточном понимании статуса русского языка в стране и отдельно в системе образования Узбекистана российскими и узбекскими русистами. Отсюда происходит нетерминологическое смешение применительно к русскому языку понятий «иностранный язык», «второй язык», «язык межнационального общения» и др. По мнению М. Джусупова, высказанному им ранее и на ассамблее «Русского мира», термин «русский язык как иностранный» не должен употребляться при описании языковой ситуации в образовании Узбекистана, если только речь не идет о методике преподавания для тех, кто им плохо владеет. Особенно это касается выступлений российских политиков и экспертов МАПРЯЛ. Определение статуса должно быть очень четким, соответствовать юридическим реалиям республики и реальной языковой ситуации. Русский язык - язык русского и русскоязычного народа Узбекистана, поэтому существуют русские школы, детские сады, выпускается на русском языке парламентская газета "Народное слово" и т.д. В действующих образовательных стандартах средней школы с узбекским языком обучения русский язык упомянут отдельным пунктом как обязательный второй язык, т.е. у него есть свой образовательный статус. Все другие иностранные языки в ГОС стоят в одной графе "иностранный язык", в том числе и английский язык, и являются предметами по выбору. Но вот по новой программе для старших классов, которая с 2023/24 учебного года начала внедряться в экспериментальных школах республики, в школах с узбекским языком обучения русский исключен из новых программ и как обязательный, и как факультативный, при этом английский язык вошел в число обязательных предметов.
Тему подхватил завкафедрой языков Бухарского регионального центра повышения квалификации и переподготовки кадров доц. Б.Я. Ахмедов, который заметил, что термин РКИ не соответствует фактическому употреблению русского языка в Узбекистане, где русский начинают изучать с начальной школы, а студенты вузов имеют возможность защищать научные работы на русском языке наравне с узбекским. Б.Я. Ахмедов отметил необходимость международного сотрудничества в целях разработки методик преподавания русского языка в узбекской школе и подчеркнул важность русско-узбекских гуманитарных проектов, нацеленных на повышение качества преподавания русского языка в Узбекистане.
Саму дискуссию на эту тему стоит вынести за рамки данной статьи, но отметим, что, пожалуй, она более в компетенции не экспертов МАПРЯЛ, а языковедов и руководителей системы образования самого Узбекистана. Вопрос со статусом, безусловно, важен для будущего. Отметим пока, что нестандартность статуса русского языка в Узбекистане имеет вполне практические последствия, о которых нам рассказали узбекские коллеги. Так, количество часов на изучение русского языка в узбекских школах (2 часа в неделю) меньше количества часов на иностранный язык (4-5 часов). При направлении преподавателей на стажировки им нужно сдавать экзамен по иностранному языку, но русский иностранным языком не является и его знание не является в этом случае ощутимым преимуществом. А вот при получении надбавки в 30% за подтвержденное знание иностранного языка на уровне С1 русский язык учитывается именно как иностранный, и это заметно стимулирует сдачу экзамена ТРКИ-3.
О кафедре русского языка в Бухарском государственном университете рассказала З.Р. Джураева, отметившая стабильный интерес студентов к русскому языку и те возможности, которые открываются для его носителей. Кафедра существует с 1949 года. В настоящий момент на факультетах русского языкознания и русского литературоведения обучаются 1200 студентов. В рамках перспектив русско-узбекского сотрудничества З.Р. Джураева подчеркнула важность учебно-методических материалов для вузов, которых в настоящее время недостаточно.
В завершающей части семинара О.Т. Носиров объявил о самой волнующей и долгожданной его части – торжественной передаче в дар университету большой партии учебно-методической литературы по русскому языку от Департамента внешнеэкономической и международной деятельности Москвы. Подводя итоги семинара, он выразил надежду, что подобные встречи станут регулярными, желательно ежегодными. Вслед за ректором Бух.ГУ проф. О.Х. Хамидовым он еще раз поблагодарил ДВМС Москвы за прекрасные современные учебные пособия, необходимые для совершенствования учебного процесса. Кроме того, модератор счел необходимым еще раз акцентировать внимание участников на нескольких тезисах, сформулированных ректором, – на важности расширения практики совместных научных публикаций и участия в конференциях, семинарах, проводимых МАПРЯЛ, на активизации работы молодых ученых в международных проектах.
Во второй половине дня программу продолжил семинар «Преподавание РКИ детям» в школе № 8 г. Бухары. Специалисты «Златоуста» рассказали об изданиях и образовательных программах, которые ориентированы на школьную аудиторию, в том числе и об УМК «Полет» в его узбекской версии, созданной совместно с узбекскими вузовскими и школьными коллегами. Но значительная часть семинара была уделена выступлениям самих учителей, их рассказам о практике преподавания и возникающих трудностях, разбору учебных пособий, по которым они работают. Это была крайне ценная информация, которую российским специалистам необходимо учитывать в дальнейшей работе, в совместных проектах, если их интересует конечный результат сотрудничества. Этот семинар так же завершился торжественной передачей большой партии книг школе № 8 от имени ДВМС Москвы, прошедшей под аплодисменты учителей и школьников.
10 февраля Златоуст вместе с большой группой сотрудников БухГУ направился в школу № 4 Шафирканского района, в 70 км от Бухары. То, что мы увидели, поразило воображение. Думали, что едем в отдаленный кишлак среди полей, открытый всем ветрам… А увидели крупный современный учебный комплекс на 1550 детей в обрамлении парковой зоны, которому позавидовал бы любой крупный город. В комплексе нам показали современные яркие классы, экипированные по последнему слову техники, с плазменными панелями и прекрасным интернетом, но главное – нас встретили веселые и любопытные дети, опытные и заинтересованные в новых методиках учителя. О восточном радушии и гостеприимстве, думаю, не стоит и упоминать! В парке перед школой, в вестибюле нас приветствовали дети в узбекских нарядах, но свободно говорящие по-русски, симпатичные и задорные. Весь вестибюль был оформлен в русском стиле, с избушкой, грибочками, деревом желаний. Мы тут же принялись за работу: каждый должен был написать пожелание для себя и для школы. А в классе перед началом семинара и после него нас ждало театрализованное представление, с танцами, песнями, со сценками из произведений Алишера Навои и А.С. Пушкина - на русском и узбекском, артистично и в костюмах, достойных отдельного восхищения.
Сам семинар бы аналогичен по программе предыдущему, в школе № 8. Понятно, что всех волнует недостаточность свежей учебной литературы, живых контактов со школами и педагогами из России. Но особую заинтересованность аудитории вызвали интернет-ресурсы и цифровые продукты «Златоуста», его цифровая платформа. Были намечены пути возможной помощи «Златоуста» школе и в этом направлении.
Перед прощанием вновь прошла торжественная церемония передачи в дар школе учебно-методической литературы по русскому языку от имени ДВМС Москвы. Под аплодисменты учителей директор школы Д.С. Нарзуллаев принял Сертификат дарения от ДВМС.
В следующем году школа N4 Шафиркана будет праздновать свое 100-летие. Златоуст уже приглашен на этот прекрасный праздник. Обязательно приедем, и обязательно с подарками!
Программа в Бухаре уже подходила к концу, когда молодой Бухарский педагогический институт вышел с инициативой ее продолжить и провести дополнительную встречу с профессорско-преподавательским составом института 12 февраля. На встрече в зале Ученого совета вуза выступили начальник учебного отдела БухГПИ М.Я. Эргашов, проректор по международной деятельности С.С. Курбанов, доц. Г.Х. Нигматова и др. Модератором встречи стала доц. М.Ш. Болтаева. Существенную роль в подготовке и проведении этой встречи нам вновь оказал соорганизатор всей программы О.Т. Носиров.
Помимо неожиданного для петербуржцев весеннего солнца в первой декаде февраля, тепла человеческих встреч и ярких эмоций от бухарской кухни, «Златоуст» обогатился более глубоким пониманием научной и методической работы русистов на юге Узбекистана, выявил множество зон совпадения интересов, наметил пути к будущему сотрудничеству. Возникли идеи конкретных проектов, которые обязательно будут реализованы уже в нынешнем году.
Вся наша программа и ее весомые для обеих сторон результаты оказались бы невозможны без деятельного участия в формировании и проведении проекта ее соорганизатора д.ф.н, доц. Отабека Тимуровича Носирова. Глубокую признательность ему выражают и «Златоуст», и все участники программы, очные и дистанционные.
А ведь прав был великий Навои!