19 ноября 2022 года в Лусаке завершился третий этап гуманитарно-просветительского проекта, направленного на развитие изучения русского языка в странах Африки.
Программа проводилась при поддержке Россотрудничества и была организована учебно-издательским центром «Златоуст», а также Русским домом в Замбии. В ее открытии принял участие Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Республике Замбии Азим Алаудинович Ярахмедов и директор Русского дома в Замбии Александр Гиреевич Анисимов.
Сегодня все больше молодых замбийцев стремятся получить образование в российских вузах. Старается сохранять родной язык у своих детей и немногочисленная русскоговорящая диаспора. В течение трех дней около 40 участников из разных городов Замбии, а также из Уганды, ЮАР и с Мадагаскара активно изучали современные методики преподавания русского языка как иностранного детям и взрослым, знакомились с результатами последних научных исследований по овладению вторым языком, освоению языка детьми, а также с новыми учебными материалами, вышедшими в российских издательствах.
В ходе многочисленных тренингов, мастер-классов, дискуссий преподаватели могли на практике оценить эффективность предлагаемых методических приемов и целесообразность их применения в своей аудитории. Они смогли понаблюдать за работой российских коллег на открытом уроке для слушателей курсов русского языка при Русском доме. Многие впервые увидели, как эффективно используется в аудитории преподавание без языка-посредника, как строится современное интенсивное обучение русскому языку, как расширяют возможности преподавателю новые технические средства. А пока преподаватели обсуждали увиденное, слушатели курсов с удовольствием принимали участие в викторине о современной России и проходили экспресс-тест на знание русского языка.
Особое внимание организаторы программы уделили развитию навыков командной работы, приемам эффективного взаимодействия в группе, формированию у учащихся гибких навыков. Для этого использовались многочисленные интерактивные формы общения, принятые в современном корпоративном обучении. Кроме того, эксперты из России представили коллегам российскую систему тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку (ТРКИ) и с ее варианты для детей, которые пока недостаточно известны в африканских странах. Эта тема, а также опыт Санкт-Петербургского государственного университета по использованию олимпиад и сертификационных тестов для привлечения иностранных абитуриентов к обучению в России вызвали значительный интерес у многих коллег.
Педагоги, работающие с детьми-билингвами, и родители с пользой посмотрели открытый урок, квест и и викторину, в которых приняли участие 13 ребят разного возраста и уровня владения русским языком. Эти наглядные примеры удачно дополнили лекционный материал об усвоении языка ребенком, а также о тестах по определению уровня речевого развития ребенка-билингва и онлайн-школе для подростков. А после занятий с детьми взрослые собрались в уютном дворе Русского дома у русской печки и в такой необычной обстановке обменялись своим опытом по сохранению русского языка в многоязычной семье. Самую большую трудность на этом пути родители усматривают в отсутствии у детей значимой мотивации к изучению языка, в недостатке контактов со сверстниками, ведь русская школа выходного дня есть только в Лусаке. Поэтому всех заинтересовало предложение главного редактора Центра «Златоуст» Анны Голубевой установить партнерские связи с русскими школами на других континентах, а также информация о различных онлайн-клубах и кружках для детей-билингвов.
В своих отзывах участники проекта подчеркнули содержательность, насыщенность и разнообразие программы, увлекательные интерактивные задания, высокий уровень приглашенных экспертов, пунктуальность и безукоризненную организацию мероприятия.
Всё это, безусловно, служит стимулом к появлению собственных новых идей и порождает желание поскорее внедрить их в учебный процесс, просто в общение со своими детьми. Очень впечатлила участников работа Русского дома в Лусаке, царящие в нем творческая атмосфера и энтузиазм. Как написала одна из участниц, «жаль, что у нас в ЮАР нет такого классного центра». Настоящим подарком от Русского дома стало выступление слушателей курсов. Так неожиданно было услышать и подхватить в далекой Замбии задорный припев: «Россия, Россия, в этом слове огонь и сила, в этом слове победы пламя, поднимаем России знамя!».
Во многих анкетах отмечалось, что для продвижения русского языка в странах Африки необходимо проведение подобных встреч на регулярной основе, нужно открытие русских школ, а также кафедр в университетах. Но особенно полезными станут появление представительств российских компаний, проведение презентаций о России и перспективах российского образования в местных школах, организация языковых лагерей, спортивных и иных соревнований и направление волонтеров в страну для преподавания русского языка. В странах-участницах проекта ограничена возможность приобретения современной учебной литературы, имеющиеся потребности лишь частично можно закрыть с помощью электронных изданий.
Участники проекта от всей души поблагодарили Русский дом в Лусаке, российских экспертов и всех коллег за возможность поучаствовать в столь полезном и важном проекте, обменяться опытом, установить новые связи. Они надеются на продолжение профессиональных контактов в будущем, в том числе через канал «Преподаватели русского языка и литературы в Африке», созданный в Телеграм на первом этапе проекта в Александрии и уже активно поддержанный участниками аналогичной встречи в Дар-эс-Саламе.