12 ноября 2022 г. в Дар-эс-Саламе завершилась вторая часть гуманитарно-просветительского проекта, посвященного преподаванию русского языка в странах Африки. Программа проводилась при поддержке Россотрудничества и была организована Учебно-издательским центром «Златоуст», а также Русским домом в Танзании. Выбор места проведения был обусловлен возрастающим интересом молодых танзанийцев к получению образования в российских вузах, а также ростом туристического потока из России.
В течение трех дней более 40 участников из Танзании, Конго и Кении знакомились с современными подходами к преподаванию русского языка как иностранного детям и взрослым, с результатами последних научных исследований по освоению второго языка, а также новыми учебными материалами, вышедшими в российских издательствах. В ходе многочисленных практических занятий преподаватели могли на собственном опыте оценить сильные и слабые стороны предлагаемых методических приемов и возможность их применения в своей аудитории. Они получили возможность понаблюдать за работой российских коллег во время открытых уроков для сотрудников танзанийских отелей и обсудить результаты обучения. Многие впервые увидели, как эффективно работает в аудитории прямой метод преподавания без языка-посредника, как строится интенсивное обучение русскому языку.
Особое внимание организаторы программы уделили развитию навыков командной работы, приемам эффективного взаимодействия в группе, что является неотъемлемой частью столь востребованных сегодня мягких навыков. Для этого использовались многочисленные интерактивные формы общения, принятые в современном корпоративном обучении. Кроме того, эксперты из России представили коллегам российскую систему тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку (ТРКИ) и с ее варианты для детей, которые пока недостаточно известны в африканских странах, а также опыт Санкт-Петербургского государственного университета по использованию олимпиад и сертификационных тестов для привлечения иностранных абитуриентов к обучению в России.
Интерес педагогов, работающих с детьми, вызвали открытые уроки, квест и и викторина, в которых приняло участие 25 ребят разного возраста и уровня владения русским языком, а также тесты по определению уровня речевого развития ребенка-билингва, и онлайн-школы для подростков, разработанные в России и Германии.
В своих отзывах участники проекта подчеркивали современность и разнообразие программы, интересные и полезные лекции, носившие интерактивный характер, активное вовлечение всех коллег в практические занятия, великолепную подачу материала на открытых уроках. Всё это, безусловно, послужило стимулом к появлению собственных новых идей и породило желание поскорее внедрить их в учебный процесс. Во многих анкетах отмечалось, что проведение подобных мероприятий для преподавателей на регулярной основе, развитие двусторонних экономических связей России со странами Африки, привлечение к культурно-развлекательным программам (выставкам, ярмаркам, концертам) местных школ и образовательных учреждений будут способствовать распространению русского языка в странах-участницах проекта, росту интереса к российскому образованию. Проблемы на пути русского языка в те страны Африки, где есть к нему интерес, связаны прежде всего с нехваткой преподавателей русского языка и отсутствием для них возможности пройти языковую стажировку в России. Существует необходимость и в поставках учебной литературы.
Участники проекта выразили благодарность организаторам, российским экспертам и всем коллегам за возможность поучаствовать в столь полезном и важном мероприятии и надеются на продолжение профессиональных контактов в будущем.