Звоните нашим консультантам!


org@zlat.spb.ru (общий отдел)
sales@zlat.spb.ru (отдел продаж)

Новости

30/10/17
В Кишиневе прошла региональная конференция по поддержке и сохранению русского языка

28 октября в Кишиневе прошла региональная конференция по поддержке и сохранению русского языка вне России. В ней приняло участие свыше 130 учителей и преподавателей русского языка из России, Молдавии, Румынии, Беларуси и Эстонии, а также представители российских загранучреждений и общественных организаций соотечественников, ученые и издатели. Организаторами встречи выступили Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы, Московский центр международного сотрудничества, Российский центр науки и культуры в Кишиневе и Учебно-издательский центр «Златоуст».

 

 

 

Конференцию приветствовали Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Молдавии Фарит Мубаракшевич Мухаметшин, директор Российского центра науки и культуры в Кишиневе Михаил Владимирович Давыдов, Председатель Русской общины Молдавии Людмила Алексеевна Лащенова, директор Теоретического лицея им. Кирилла и Мефодия Евгения Ивановна Гуцу и руководитель российской делегации Анна Владимировна Голубева, главный редактор Учебно-издательского центра «Златоуста».

 

  

 

 

Пленарные выступления осветили широкий спектр вопросов, связанных с функционированием русского языка и литературы в метрополии и в регионе: положение русского языка в системе образования, особенности межкультурной коммуникации в полиэтническом пространстве, изменения в русской литературной норме. На фоне динамичного развития современного русского языка у молдавских ученых вызывают обеспокоенность процессы, отмеченные в речи русскоязычной молодежи Молдавии, свидетельствующие о постепенном накоплении расхождений с речью в метрополии, обеднении словарного запаса, начинающейся аттриции. Под этим научным термином социолингвисты понимают процесс деградации второго языка, предвещающий его возможную утрату.  О непростом положении русского языка в Молдавии говорили многие докладчики.

 

 

 

 

Как отметил Ф.М. Мухаметшин, в сфере среднего образования ситуация внешне достаточно стабильная (на протяжении последних лет число русских школ и детских садов составляет около 19% - без Приднестровья), но в республике давно уже не готовятся учителя-предметники для русских школ, а русский язык почти ушел из социальной сферы. Государственная политика по отношению к русскому языку и России в целом неустойчива. Поэтому особое значение для поддержки русского языка в регионе в настоящее время имеет межрегиональное сотрудничество, пресловутая мягкая сила. Более активно могло бы действовать в регионе наше Министерство образования и науки. Хотелось бы также, чтобы российские СМИ уделяли большее внимание освещению межгосударственных отношений России и Молдавии, в том числе визитам первых лиц государства и их результатам.

 

 

 

 

Отметим, что формально ситуация выглядит не так удручающе. Так, согласно Кодексу об образовании 2014 г., в качестве образовательного идеала заявлена «открытость к межкультурному диалогу в контексте освоенных национальных и мировых ценностей», гарантируется доступ к образованию на недискриминационной основе. В статье 9 государство гарантирует формирование и развитие навыков эффективного общения на румынском языке, по обстоятельствам – на языках национальных меньшинств и по меньшей мере на двух языках международного общения, а также обеспечивает условия формирования и развития навыков общения на английском, французском и русском языках во всех публичных общеобразовательных учреждениях. Однако трактовка этих положений кодекса фактически утверждает в образовании монополию государственного языка, румынского. Русские не имеют статуса меньшинства, статус русского языка как языка межнационального общения, провозглашенный в законе Молдавии о функционировании языков 1989 г., с 2013 г. оспаривается и де юре, и де факто. Поэтому с 2018-19 учебного года русский язык перестанет быть обязательным для изучения в школах с преподаванием на государственном языке и будет изучаться там только как иностранный язык, причем факультативно. Как неоднократно отмечала ректор Славянского университета, председатель Молдавского общества преподавателей русского языка и литературы Татьяна Млечко, выбор изучаемого языка в национальных школах, скорее всего, будут делать не дети, и даже не их родители, а администрация учебных заведений. Многое будет зависеть от политических воззрений и предпочтений директоров школ. Особенно сложная ситуация – в силу кадровых причин – складывается в сельских школах.

В силу описанной ситуации большой интерес у участников конференции вызвали доклады о способах повышения мотивации к изучению русского языка, современной российской детской литературе, новых технологиях преподавания русского языка и литературы, языковых стажировках как способе приобщения молодежи к русской культуре и языковой среде, издательские стратегии в отборе и подготовке учебных пособий по русскому языку, образовательных и культурных программах РЦНК в Кишиневе.

 

 

 

 

Темы пленарного заседания получили дальнейшее развитие в выступлениях специалистов на трех секциях, посвященных продуктивным методам обучения русскому языку и литературе в русских средних школах за рубежом, новым технологиям в обучении РКИ и актуальным проблемам обучения русскому языку как родному в зарубежной национальной школе. Материалы докладов опубликованы в сборнике. В рамках конференции работала книжная выставка учебно-методической литературы Центра «Златоуст».

 

 

 

 

На церемонии закрытия прозвучали слова искренней благодарности организаторам и докладчикам за прекрасную возможность познакомиться и с новейшими научными исследованиями в области изучения и преподавания русского языка и литературы, и с результатами успешной работы коллег-практиков, за удачно составленную программу, в которой максимально были учтены потребности аудитории. От лица организаторов особо хочется поблагодарить за содействие в проведении конференции куратора образовательных проектов РЦНК Кишинева профессора Виктора Николаевича Костецкого и директора Теоретического лицея имени Кирилла и Мефодия Евгению Ивановну Гуцу.

 

 

Голубева Анна Владимировна,

Центр «Златоуст

назад

текущие

Яндекс цитирования